• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
Сады в стиле модерн
В конце XIX – начале XX века в знак отрицания классицизма и реализма и вслед за эклектизмом, господствовавшим, в частности, в архитектуре, появляется совершенно новый стиль – модерн. Стиль синтетический, возникший не в результате логики развития общества в целом, а созданный усилиями отдельных выдающихся деятелей искусства.
В основу модерна был заложен принцип органичного совмещения формы и содержания, существующих на равных. Вторичное, впрочем, не признавалось вообще, все должно быть функционально оправданным, естественным и в то же время декоративным. Ясно отличимые приемы стиля модерн – стилизация, орнаментализм, архитектурность.
Истоки
В поисках образов и выразительных средств создатели модерна обратились к природе. Для них открылся поистине неисчерпаемый источник вдохновения. Движение, естественность, четкость линий, органичность и целостность каждого творения природы, будь то цветок, дерево или природный ландшафт, - все это нашло отражение в изысканном и чутком модерне. Немаловажную роль играет цвет, естественный цвет все той же природы, но не заимствованный впрямую, а преломленный в восприятии художника.
Ну, а рукотворные ландшафты? Прекрасные сады в сиреневых туманах, с убегающими дорожками, расцвеченные листвою, нежно-голубыми незабудками, удивительными виолами, утопающие в дыхании белых лилий и роз. Насколько реальны сады и парки в стиле модерн? Что это – сказка, быль или причудливая фантазия? Вероятно, и то, и другое, и третье.
Быль…
Романтические парки старых дворянских усадеб, посаженные сто пятьдесят, а то и двести лет назад, - тогда, на рубеже веков, они были уже вполне сформировавшиеся, даже слегка заросшие и, может быть, немного запущенные, с аллеями, извилистыми дорожками. Нам легко себе представить беседку, почти полностью увитую каприфолью, у старого, покрытого водяными лилиями, озера. Вытекающий из озера ручей, по берегам которого растут ирисы, камыш и осока, лабазник и незабудки. Ручей так зарос, что угадать его ложе можно лишь по пунктиру отдельных водяных осколков. Деревья и кустарники разрослись, заполнив собою пространство парка, и уже невозможно отличить, где искусственно созданные пейзажи, а где сохранившиеся уголки природы. Все очень естественно, с налетом векового существования.
Тут уместно вспомнить увлечение стариной и народностью: дремучие былинные леса и чащи, бескрайние цветущие луга, зеленые холмы. Окружающая растительность потихоньку проникает в искусственно созданные насаждения парков. Появляется поросль рябины, березы, в тени старых деревьев повсеместно разрастаются ландыши, купены, а на открытых полянах откровенно буйствуют луговые травы: ромашка (нивяник), колокольчики, смолка. Парк уже как бы и не парк, а часть природного ландшафта. Все это воспринимается как пусть и формальное, но единение с природой.
В то время идею естественности поддерживали строящиеся в пригородах и ставшие модными дачи для летнего отдыха и праздного времяпрепровождения. Нам это так знакомо. Дачи, как правило, располагались в лесных массивах и облагораживались незатейливыми посадками цветущих кустарников и вьющихся растений. Быстро разрастающиеся сирень, садовый жасмин (чубушник), жимолость, шиповник (особенно старые французские сорта), калина Буль-де-Неж со временем придавали посадкам статус именно сада как некоего декоративного образования. Все изменения в таком саду происходили постепенно и очень органично, здесь мирно сосуществовали ель и береза, лилия и маргаритка. Это – быль, но в ней так много романтики!
…и небыль
На неискушенного в ботанике зрителя старинные парки производят весьма романтическое впечатление волшебного, сказочного леса или фантастического сада, где дорожка не просто дорожка, а путь в неведомое, неизвестное, ведущее за горизонт. Цветок не просто цветок, а объект гармоничного. Даже божественного воплощения абсолютной функциональности с идеальной красотой формы. Природа наделяется более глубоким смыслом, вселенской целесообразностью и становится чуть ли не единственным источником познания красоты, смысла мирского существования и тайны мироздания. Красота, покрытая флером непознанного. Хотя чувствуется в этой философичности некая несерьезная созерцательность и откровенная игривость (то «шампанское в лилии», то «ананасы в шампанском»).
«Искусственная природа»
Впрочем, познание не заставило себя ждать. И вот уже в особняках, внутренние и внешние интерьеры выполнены в стиле модерн. Все очень декоративно, но при этом функционально и просто – нет ничего лишнего. Кованые перила лестниц, убранство карнизов, кронштейны светильников соответствующего дизайна. Мозаичные витражи в оконных и дверных проемах навеяны волшебными садами и экзотическими растениями. Мебель, ширмы, драпировки – все покрыто своеобразным растительным орнаментом, с текучими формами, изящными изгибами, стилизованными цветами и стрекозами.
И, конечно, старый сад, окружающий такой особняк, тоже требует преобразований. Преобразований не так много, но они сразу определили стиль.
Кованые садовые скамьи, фонари и ограды, опоры беседки, так же как и решетки на окнах дома, представляют собой переплетающиеся побеги лиан, в которых запутались стебли и цветки нарциссов, ирисов и лилий. Линии дорожек, газонов, водоемов вырисовываются очень изящно и четко, их отличает текучая плавность изгибов. Много свободного пространства, задний план хорошо просматривается.
Растений в группах немного, и всегда в группе господствует одиночное растение – возможно, как символ декадентсткого индивидуализма, непонятности или же как образ уникальной человеческой личности. Растения соответствуют стилю: ирисы, пионы, примулы, розы, лилии, нарциссы. Обязательно присутствуют лианы – хмель, вьюн, жимолость каприфоль. В таких садах часто просматривается влияние Востока (китайского и японского сада), будь то разгуливающие по дорожкам павлины, рабатки с ирисами или беседки-перголы.
Мироощущение и художественный язык модерна очень близки современному человеку. Не случаен и интерес к садам в стиле модерн - блестящей, но малоизвестной странице истории садового искусства.
В принципе, все многообразие садовых стилей фактически ограничивается двумя основными - регулярным и пейзажным. Регулярные сады основаны на правильных геометрических формах и  симметрии линий. Это - искусственная среда, созданная человеком и полностью подчиненная его прихоти и воле.
Пейзажные сады, в отличие от регулярных, стремятся запечатлеть красоту окружающей природы, слиться с ней в единое целое. Это - «облагороженная» рукой человека природа. Причем, иногда стилизация пейзажного сада под природный ландшафт настолько искусна, что ее даже трудно заметить.
Черты модерна в пейзажном стиле
Сады рубежа 19-20 веков, на самом деле, являются  садами в пейзажном стиле. Присущие садам модерна мягкие и плавные очертания форм рельефа и линий дорожек, отсутствие прямых углов и правильных геометрических форм, ассиметрия цветников, водоемов и растительных групп, цветовые и фактурные контрасты растений – все это черты пейзажного стиля. Но в садах модерна они получают свое особое воплощение под влиянием художественного духа эпохи.  Кованые садовые скамьи, фонари, ограды,  так же как и перила лестниц в домах и решетки на окнах, представляют собой переплетающиеся побеги лиан, в которых запутались стебли и цветки нарциссов, ирисов и лилий. Линии дорожек, газонов и водоемов обрисованы с удивительным изяществом, их отличает текучая плавность изгибов.  Растений в группах немного, и всегда одно из  них «солирует», а остальные составляют эффектную «свиту». В садах в стиле модерн чувствуется увлечение Востоком: здесь можно встретить разгуливающих по дорожкам павлинов, цветники со столь любимыми в Японии ирисами, беседки-пагоды.
Растительные символы модерна
В садах в стиле модерн есть и свои излюбленные растительные мотивы. Деревья с плакучей и зонтикообразной кроной - привитые формы ивы, рябины, березы - создают в саду особое меланхолическое настроение, которому вторят журчание ручья и тихий плеск воды под веслом лодки, медленно рассекающей гладь полузаросшего пруда. Водяные лилии - кувшинки  с длинными стеблями, поднимающимися из темных заводей, - один из самых любимых садовых мотивов модерна. Другие любимые цветы в садах этого стиля - ирис, пион, лилия, нарцисс. Все они не просто красивы, а утонченно изящны, с красивой линией контура цветка.
Излюбленная форма цветника в саду модерн - длинный причудливой формы миксбордер, извивающийся змейкой между яркой зеленью газона и темно-зеленым фоном кустарников. Популярны в таком саду и вьющиеся и ползучие растения - девичий виноград, клематис, хмель, вьюнок, душистый горошек, ипомея, и даже тыква и кабачки. Вообще же, плодовых и овощных растений в садах модерна обычно немного, ведь это, прежде всего изящные сады, предназначенные для утонченных эстетических переживаний.

modern
Сады в стиле модерн

В конце XIX – начале XX века в знак отрицания классицизма и реализма и вслед за эклектизмом, господствовавшим, в частности, в архитектуре, появляется совершенно новый стиль – модерн. Стиль синтетический, возникший не в результате логики развития общества в целом, а созданный усилиями отдельных выдающихся деятелей искусства.

В основу модерна был заложен принцип органичного совмещения формы и содержания, существующих на равных. Вторичное, впрочем, не признавалось вообще, все должно быть функционально оправданным, естественным и в то же время декоративным. Ясно отличимые приемы стиля модерн – стилизация, орнаментализм, архитектурность.

Истоки

В поисках образов и выразительных средств создатели модерна обратились к природе. Для них открылся поистине неисчерпаемый источник вдохновения. Движение, естественность, четкость линий, органичность и целостность каждого творения природы, будь то цветок, дерево или природный ландшафт, - все это нашло отражение в изысканном и чутком модерне. Немаловажную роль играет цвет, естественный цвет все той же природы, но не заимствованный впрямую, а преломленный в восприятии художника.Ну, а рукотворные ландшафты? Прекрасные сады в сиреневых туманах, с убегающими дорожками, расцвеченные листвою, нежно-голубыми незабудками, удивительными виолами, утопающие в дыхании белых лилий и роз. Насколько реальны сады и парки в стиле модерн? Что это – сказка, быль или причудливая фантазия? Вероятно, и то, и другое, и третье.

Быль…

Романтические парки старых дворянских усадеб, посаженные сто пятьдесят, а то и двести лет назад, - тогда, на рубеже веков, они были уже вполне сформировавшиеся, даже слегка заросшие и, может быть, немного запущенные, с аллеями, извилистыми дорожками. Нам легко себе представить беседку, почти полностью увитую каприфолью, у старого, покрытого водяными лилиями, озера. Вытекающий из озера ручей, по берегам которого растут ирисы, камыш и осока, лабазник и незабудки. Ручей так зарос, что угадать его ложе можно лишь по пунктиру отдельных водяных осколков. Деревья и кустарники разрослись, заполнив собою пространство парка, и уже невозможно отличить, где искусственно созданные пейзажи, а где сохранившиеся уголки природы. Все очень естественно, с налетом векового существования.

Тут уместно вспомнить увлечение стариной и народностью: дремучие былинные леса и чащи, бескрайние цветущие луга, зеленые холмы. Окружающая растительность потихоньку проникает в искусственно созданные насаждения парков. Появляется поросль рябины, березы, в тени старых деревьев повсеместно разрастаются ландыши, купены, а на открытых полянах откровенно буйствуют луговые травы: ромашка (нивяник), колокольчики, смолка. Парк уже как бы и не парк, а часть природного ландшафта. Все это воспринимается как пусть и формальное, но единение с природой.

В то время идею естественности поддерживали строящиеся в пригородах и ставшие модными дачи для летнего отдыха и праздного времяпрепровождения. Нам это так знакомо. Дачи, как правило, располагались в лесных массивах и облагораживались незатейливыми посадками цветущих кустарников и вьющихся растений. Быстро разрастающиеся сирень, садовый жасмин (чубушник), жимолость, шиповник (особенно старые французские сорта), калина Буль-де-Неж со временем придавали посадкам статус именно сада как некоего декоративного образования. Все изменения в таком саду происходили постепенно и очень органично, здесь мирно сосуществовали ель и береза, лилия и маргаритка. Это – быль, но в ней так много романтики!

…и небыль

На неискушенного в ботанике зрителя старинные парки производят весьма романтическое впечатление волшебного, сказочного леса или фантастического сада, где дорожка не просто дорожка, а путь в неведомое, неизвестное, ведущее за горизонт. Цветок не просто цветок, а объект гармоничного. Даже божественного воплощения абсолютной функциональности с идеальной красотой формы. Природа наделяется более глубоким смыслом, вселенской целесообразностью и становится чуть ли не единственным источником познания красоты, смысла мирского существования и тайны мироздания. Красота, покрытая флером непознанного. Хотя чувствуется в этой философичности некая несерьезная созерцательность и откровенная игривость (то «шампанское в лилии», то «ананасы в шампанском»).

«Искусственная природа»

Впрочем, познание не заставило себя ждать. И вот уже в особняках, внутренние и внешние интерьеры выполнены в стиле модерн. Все очень декоративно, но при этом функционально и просто – нет ничего лишнего. Кованые перила лестниц, убранство карнизов, кронштейны светильников соответствующего дизайна. Мозаичные витражи в оконных и дверных проемах навеяны волшебными садами и экзотическими растениями. Мебель, ширмы, драпировки – все покрыто своеобразным растительным орнаментом, с текучими формами, изящными изгибами, стилизованными цветами и стрекозами.И, конечно, старый сад, окружающий такой особняк, тоже требует преобразований. Преобразований не так много, но они сразу определили стиль.

Кованые садовые скамьи, фонари и ограды, опоры беседки, так же как и решетки на окнах дома, представляют собой переплетающиеся побеги лиан, в которых запутались стебли и цветки нарциссов, ирисов и лилий. Линии дорожек, газонов, водоемов вырисовываются очень изящно и четко, их отличает текучая плавность изгибов. Много свободного пространства, задний план хорошо просматривается.

Растений в группах немного, и всегда в группе господствует одиночное растение – возможно, как символ декадентсткого индивидуализма, непонятности или же как образ уникальной человеческой личности. Растения соответствуют стилю: ирисы, пионы, примулы, розы, лилии, нарциссы. Обязательно присутствуют лианы – хмель, вьюн, жимолость каприфоль. В таких садах часто просматривается влияние Востока (китайского и японского сада), будь то разгуливающие по дорожкам павлины, рабатки с ирисами или беседки-перголы.

Мироощущение и художественный язык модерна очень близки современному человеку. Не случаен и интерес к садам в стиле модерн - блестящей, но малоизвестной странице истории садового искусства.В принципе, все многообразие садовых стилей фактически ограничивается двумя основными - регулярным и пейзажным. Регулярные сады основаны на правильных геометрических формах и  симметрии линий. Это - искусственная среда, созданная человеком и полностью подчиненная его прихоти и воле.

Пейзажные сады, в отличие от регулярных, стремятся запечатлеть красоту окружающей природы, слиться с ней в единое целое. Это - «облагороженная» рукой человека природа. Причем, иногда стилизация пейзажного сада под природный ландшафт настолько искусна, что ее даже трудно заметить. 

Черты модерна в пейзажном стиле

Сады рубежа 19-20 веков, на самом деле, являются  садами в пейзажном стиле. Присущие садам модерна мягкие и плавные очертания форм рельефа и линий дорожек, отсутствие прямых углов и правильных геометрических форм, ассиметрия цветников, водоемов и растительных групп, цветовые и фактурные контрасты растений – все это черты пейзажного стиля. Но в садах модерна они получают свое особое воплощение под влиянием художественного духа эпохи.  Кованые садовые скамьи, фонари, ограды,  так же как и перила лестниц в домах и решетки на окнах, представляют собой переплетающиеся побеги лиан, в которых запутались стебли и цветки нарциссов, ирисов и лилий. Линии дорожек, газонов и водоемов обрисованы с удивительным изяществом, их отличает текучая плавность изгибов.  Растений в группах немного, и всегда одно из  них «солирует», а остальные составляют эффектную «свиту». В садах в стиле модерн чувствуется увлечение Востоком: здесь можно встретить разгуливающих по дорожкам павлинов, цветники со столь любимыми в Японии ирисами, беседки-пагоды.

Растительные символы модернаВ садах в стиле модерн есть и свои излюбленные растительные мотивы. Деревья с плакучей и зонтикообразной кроной - привитые формы ивы, рябины, березы - создают в саду особое меланхолическое настроение, которому вторят журчание ручья и тихий плеск воды под веслом лодки, медленно рассекающей гладь полузаросшего пруда. Водяные лилии - кувшинки  с длинными стеблями, поднимающимися из темных заводей, - один из самых любимых садовых мотивов модерна. Другие любимые цветы в садах этого стиля - ирис, пион, лилия, нарцисс. Все они не просто красивы, а утонченно изящны, с красивой линией контура цветка.

Излюбленная форма цветника в саду модерн - длинный причудливой формы миксбордер, извивающийся змейкой между яркой зеленью газона и темно-зеленым фоном кустарников. Популярны в таком саду и вьющиеся и ползучие растения - девичий виноград, клематис, хмель, вьюнок, душистый горошек, ипомея, и даже тыква и кабачки. Вообще же, плодовых и овощных растений в садах модерна обычно немного, ведь это, прежде всего изящные сады, предназначенные для утонченных эстетических переживаний.